ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ДЕТСКОЙ АГРЕССИВНОСТИ?

«Агрессивность — это отчаяние ребёнка, который ищет признания и любви».

Г. Эберлейн

 

Достаточно часто родители сталкиваются с агрессивным поведением собственных детей и теряются, задаются вопросом, почему их милый малыш или уже повзрослевший ребенок, с которым раньше всё было гладко, превращается в резкого, озлобленного и порой жестокого человека. В чем причина? Как вести себя с ним? Можно ли что-то изменить в этой ситуации? Об этом мы сегодня и поговорим.

На самом деле на эти вопросы можно отыскать ответ и я с уверенностью могу сказать, что родители имеют бóльшую ответственность за отношения с ребенком, а значит их позиция намного сильнее и весомее. И из ситуации агрессивного поведения ребенка можно найти выход.

Для начала предлагаю разобраться с возможными причинами подобного поведения детей.

Во-первых, отвержение (непринятие ребенка). Ребенок чувствует себя покинутым, незащищенным, нелюбимым и поэтому теряет доверие, не принимает родительского убеждения, не имеет положительного примера для подражания. И здесь я считаю нужным поговорить о любви. Самая полезная, мудрая и настоящая любовь – безусловная. Это значит, что мы принимаем ребенка таким, какой он есть, с достоинствами и недостатками, с его интересами, взглядами, мыслями и чувствами без каких-либо условий (получил он пятерку или двойку, убрал в комнате или нет, грустно ему или радостно). Мы разрешаем ему БЫТЬ в этом мире, быть собой. Не желает он после школы с нами разговаривать, пришёл в угрюмом настроении, сидит в комнате в одиночестве. Ну что ж, следует обратить на это внимание: «Вижу, ты чем-то расстроен. Не хочешь поделиться?» Да – отлично, можем выслушать и облегчить его переживания, поддержать теплым объятием. Нет – ничего, пусть побудет один. Когда будет готов, придет и расскажет. Таким образом, мы позволяем ему свободно выбирать и оставляем место для его чувств, для грусти в данном случае.

Во-вторых, сверх-требовательность (чрезмерная критика, наказание за малейшие провинности) — приводит к озлобленности, стремлению делать «исподтишка», формирует чувство неполноценности и ожидание неудач. Агрессия становится способом самоутверждения. Например, ребенок не убрал в комнате, и мы расстроены и раздражены этим и сразу нападаем на него с криками и угрозами. Но, возможно, он не успел сделать это к нашему приходу или в школе было столько уроков и дел, что просто не хватило сил. Выяснить это можно спокойным разговором, без обвинений, с пониманием. Рассказать о том, что мы расстроены и раздражены, и в то же время понять, почему он это не сделал. Возможно, причина и вправду уважительная, и его проступок требует снисхождения. Но важно всё же, чтобы наше чадо выполнило данную просьбу, поэтому в конце разговора справедливо вместе решить, когда он уберет в своей комнате.

В-третьих, гиперопека (сверх-заботливое отношение) — ребёнок лишается самостоятельности, инфантилен, не может противостоять стрессам, не может постоять за себя, может стать жертвой агрессии и вымещает агрессию на предметах (рвёт книги, ломает вещи). Это о том, насколько важно воспитать в ребенка личность, которая может выразить себя, постоять за себя, преодолеть трудности. К сожалению, мы часто чересчур жалеем своих детей, что делает их слабыми и беспомощными. И выходя в социум (детский сад, школа и т.д.) ребенку сложно взаимодействовать с другими детьми, ведь мамы и папы рядом нет, а опыта самостоятельного преодоления трудностей он не приобрел. Трудно научиться ходить, когда тебя носят на руках.

Также агрессивное поведение ребенка может быть связано с нормативными кризисами. Это периоды в развитии ребенка, когда у него происходит смена потребностей и способов взаимодействия с окружающим миром. Природа ребенка требует перемен и хорошо, когда родители к ним готовы. Если нет, между родителями и их чадом возникает много противоречий и конфликтов, сопровождающихся агрессивными реакциями с обеих сторон. Думаю, многие слышали или лично знакомы с трёхлетним бунтарем или трудным подростком. Не буду углубляться в эту тему, так как она требует отдельного освещения.

Итак, мы поговорили о наиболее частых причинах детской агрессивности, и по ходу обсуждения я частично упоминала о том, как родителям с ней обходиться. Предлагаю Вашему вниманию обобщенные принципы общения с агрессивным ребенком:

 

  1. Обратите внимание на своё отношение к ребёнку, на то, как Вы с ним говорите, как просите о чем-то и как потом благодарите.
  2. Пусть ребёнок в каждый момент чувствует, что Вы его любите, цените и принимаете, что он Вам нужен. Не стесняйтесь его лишний раз приласкать и пожалеть.
  3. Показывайте личный пример эффективного поведения, не допускайте вспышек гнева и нелестных высказываний о ребенке и о других людях.
  4. Запрет, повышение голоса, физическое воздействие – самые неэффективные способы преодоления агрессивности. Лишь поняв причины такого поведения, можно надеяться на улучшение.
  5. Формируйте способность к сопереживанию и сочувствию.
  6. Дайте ребёнку возможность выплеснуть свою агрессию, сместить её на другие объекты (например, поколотить подушку).
  7. Не подавляйте попытки «самоутверждения»ребёнка, отнеситесь с пониманием, старайтесь спокойно договориться.

 

В заключение хочется сказать, что как у взрослых, так и у детей, агрессия – это способ защиты.  И ребенок, будучи более чувствительным, быстрее и ярче реагирует на попытки внешнего мира нарушить личное пространство, чувство самоценности,  самоуважения и безопасности.  Поэтому желаю всем родителям быть теплым и принимающим внешним миром для своего ребенка!

 

С готовность отвечу на Ваши вопросы, которые Вы можете задать через функцию сайта «Вопрос психологу».

 

Ангелина Шульгина, медицинский психолог

 

 

Комментарии запрещены.